Месяц назад в столице Беларуси подросток дал пощёчину скульптуре полицейского. За этот поступок его заставили принести извинения. Таких абсурдных ситуаций в последние несколько лет всё больше. И не только в Беларуси или России.


Кого и где оскорбляли

Второй громкий случай из Беларуси: CNN добавил главную скульптуру Брестской крепости в список самых уродливых памятников, а беларусы посчитали это оскорбительным.

ru92-poshchechina-pamyatniku-i-selfi-v-kontslagere-eto-norm_03

Если говорить про Россию или Украину, то можно вспомнить всяческие разные истории с вечным огнём, который установлен чуть ли не в каждом городе. На вечном огне жарят шашлыки, закидывают снежками, даже справляют нужду.

В России и Украине вообще много насилия и вандализма против памятников и мемориальных досок: разбить, сломать, оторвать или залить краской — это всё периодически происходит.

То был Восток, а теперь пример с Запада — мемориал жертвам холокоста в Берлине. Он настолько крутой, что некоторые люди видят в нем общественное пространство и развлекаются, как могут. Некоторых это возмущает. Художник даже создал несколько коллажей по теме. Один из них:

ru92-poshchechina-pamyatniku-i-selfi-v-kontslagere-eto-norm_04

Ещё вспоминается документальный фильм «Аустерлиц» беларуса Сергея Лозницы, где он показал поведение посетителей в бывших немецких концлагерях, которые в последнее время стали больше похожи на тематические парки, чем на места скорби.

Да чего там — я сам был в люблинском концлагере «Майданек» и видел и тех, кто скорбит и тех, кто развлекается.

ru92-poshchechina-pamyatniku-i-selfi-v-kontslagere-eto-norm_05

Это лишь несколько примеров, но, по моим личным ощущениям, где-то со второй половины 2010-х и на Западе и на Востоке люди стали как-то нервней относиться к памятникам, скульптурам и мемориалам.

На Западе можно устроить интернет-травлю человека за то, что он пробежался по бетонному прямоугольнику, а у нас государство может заставить подростка извиняться не пойми за что не пойми перед кем. Правильно ли это? Думаю, что нет.

Что можно делать вживую

Скажу банальную вещь: если нет материального ущерба, то люди вольны делать всё, что хотят с памятником, скульптурой или мемориалом. Трогать, целовать, обнимать, фотографировать, лизать, чистить, мыть — всё дозволено. Можно даже бить, хотя это не самая лучшая идея. Недавно в Хорватии памятник сломал ногу вандалу, когда тот пытался опрокинуть бюст.

ru92-poshchechina-pamyatniku-i-selfi-v-kontslagere-eto-norm_06

Можно ли веселиться и развлекаться у памятников или мемориалов? Ответ — да! Если это не кладбище и по близости нет ярко выраженных могил, то я не вижу никаких проблем.

Мемориал создан для живых. Задача живых — просто жить и всё. Радоваться, веселиться, любить. Быть невежественными по отношению к истории — абсолютно по-человечески, не надо идеализировать людей настоящего и прошлого. Они были такие же.

Я не буду спорить с тем, что это неуместно делать счастливые селфи в концентрационном лагере, но стоит ли устраивать травлю за это? Это лишь показывает невежество конкретного человека, и только.

Что касается детей, подростков и туристов, которые бегают и веселятся на мемориалах, то это проблема архитекторов, которые спроектировали такое пространство, что люди не ощущают его значимости или особенности.

Вообще, что плохого, если мемориал будет одновременно местом скорби, радости и веселья? Люди поколениями отвоёвывали себе права и свободы, чтобы их дети и далёкие потомки могли беззаботно жить в счастье и достатке, а не в вечной скорби.

Что можно делать онлайн

Всё, что построил человек, может быть красивым или уродливым. Это нормально. Также нормально это обсуждать. Например, нам нравятся старые европейские кварталы, и мы не переносим гнилые хрущёвки. Мы даже «перетираем» внешний вид живых людей, а ведь наши тела не так уж и легко поменять или улучшить. Так что обсуждать то, как выглядят памятники и мемориалы можно и нужно.

Вот, к примеру, монумент «Родина-мать» в Набережных Челнах. Рассмотрите его повнимательней:

ru92-poshchechina-pamyatniku-i-selfi-v-kontslagere-eto-norm_07

Вы готовы, положив руку на сердце, сказать, что это прекрасный и очень красивый монумент? У вас он ассоциируется с материнством? С родиной? С СССР или Россией? Ваша мать так выглядит?

Оставлю вас наедине с ответами, но скажу вот что. Если я не умею рисовать, но нарисую вас и вам (ожидаемо) не понравится «портрет», то вы имеете полное право спросить меня: «Что за уродец нарисован?» и «Что за убогий рисунок?». И это не будет оскорбление вас — если художник плохой, то ваши физические черты лица тут ни при чём.

Аналогично и со скульптурами и мемориалами. Абсолютно нормально обсуждать мастерство художника и проект мемориала. Вне зависимости от события или человека, которому поставлен памятник, его исполнение может быть ужасным.

К примеру, памятник в метро и другом неуместном пространстве попросту не заметят. Что касается композиции проекта, то, к примеру, в чём символизм вечного огня? Ну, память о Второй мировой войне. Но для местного жителя это просто костёр, с которым никак нельзя взаимодействовать.

ru92-poshchechina-pamyatniku-i-selfi-v-kontslagere-eto-norm_08

Огромное пустое пространство, закатанное в плитку с костром по центру. Про вечный огонь вспоминают политики раз в год, когда надо демонстративно под объективы положить венок с грустным лицом.

ru92-poshchechina-pamyatniku-i-selfi-v-kontslagere-eto-norm_09

Не верите мне? Вперёд в поисковики читать новости о местных жителях, которые чего только не делают с этим вечным огнём. А прохожие даже не замечают, что этот огонь не горит. Пустое неживое пространство для политиков.

Иными словами — плохо спроектированная среда. Слишком инертно и пассивно для увлечения в своеобразный «диалог» с посетителем. Максимум — это сфотографирует иностранный турист. Местным настолько привычны такие архитектурные формы, которые, как и хрущёвки, равномерно разбросаны по всей стране, что они их попросту не замечают.

Если говорить про всякие фотошопы и мемы, то они аналогично не несут никакого материального ущерба. Вспоминается фотошоп от команды Навального в России, на который была неадекватная реакция российского общества.

Причём, даже после того, как все узнали, что это стопроцентный фотошоп, жители Волгограда начали собирать петицию против этого «кощунства». Конечно, шума добавили российские власти, но само общество среагировало неадекватно.

Если убрать эмоции, то в остатке будет просто картинка в интернете. В интернете много ужасных и оскорбительных картинок. На любой вкус. Каждый найдёт то, что оскорбительно лично ему. Но не вижу причин, чтобы фильтровать или блокировать интернет.

Нет материального ущерба — все свободны

Мне даже неловко писать это, но я повторюсь: если нет материального ущерба, то и говорить не о чем. Взаимодействовать с памятником или мемориалом можно как угодно, если это не приносит материального ущерба. А все нефизические действия вообще разрешены по умолчанию — обсуждение, осуждение или похвала, карикатуры или фотошопы — всё можно.

Если говорить про материальный вред, то с этим следует поступать по закону и без лишних эмоций. Хочется ещё раз напомнить: памятники или мемориалы не равны кладбищу. Непристойное поведение именно на могилах не самая лучшая идея, но осквернение могил происходит довольно редко и без громкого обсуждения в новостях.

Как получилось так, что нас оскорбляет «непристойное» поведение с кусками камня, и мы готовы за это подвергать живых людей травле? Не знаю.

Первая мировая война ничему не научила человечество. Те же самые люди, которые в ней участвовали, начали Вторую. Я сомневаюсь, что памятники спасут нас от новой войны или конфликта. Скорей свобода, открытость, и обычная «сытость» населения.

Нам надо быть открытей по отношению к другим мнениям и поступкам. Ценить свою и чужую свободу, а не желание «продавить» своё мнение и позицию любой ценой. Даже ценой чужой несвободы. Нам надо меньше верить в «сакральность» каких-то эфемерных вещей. Особенно в «сакральность» кусков камня и металла. Именно эта позиция «святости» каких-то символов и сакрализация государства и довела наш континент до кровопролития.