У России есть огромный практический опыт возведения заборов и создания очередей. Самый знаменитый на весь мир забор — павшая, к счастью, Берлинская стена. Не менее известны в мире и гигантские очереди в бывшем соцблоке, в которых граждане этих стран проводили достаточно времени, чтобы озвереть от такого «сервиса».
И было бы логично, что после крушения коммунизма и роспуска СССР, Россия стала бы лидером по «очеловечиванию» общественных пространств — плохо спроектированные советские города нужно было приводить в порядок и радикально улучшать. Но Россия пошла другим путём, и города превратились в тюрьмы под открытым небом, где каждый клочок земли огорожен забором поменьше или побольше.
В моём родном районе «Аэропорт» в Москве ситуация просто неадекватная — куда бы ни посмотрел пешеход, его всегда слева или справа будет окружать барьер.
Главное помнить, что ты — уголовник (и опасность), от которого защищают общественные пространства. В принципе, с такой логикой живётся в России легче.
Но бог с ними, с заборами — в конце концов, надо же людям позволить ощутить радость от «частной собственности». Что же со второй проблемой — очередями? Россия наверняка стала лидером по какому-нибудь «крауд-менеджменту» (по-русски звучит менее претенциозно — «управление толпой» / «организация толпы») или «очередь-менеджменту» (этому, кстати, совершенно точно обучают в европейских бизнес-школах, когда проходят предмет «Operations management»).
Так стала ли? А вот и нет. В повседневной жизни где-нибудь, но точно встанешь в какую-нибудь очередь в больнице, банке, магазине и так далее. Местами есть какие-то зачатки в некоторых магазинах или зданиях, но в целом не покидает ощущения, что всем всё равно — государству, бизнесу и клиентам.
Люди будто впитали советский опыт на генетическом уровне и в любой удобной ситуации пытаются инстинктивно и моментально самоорганизоваться в очередь. Не проходит и полгода, чтобы в новостях не появилась опять какая-нибудь заметка об очередной километровой очереди на выставку какого-нибудь известного художника в Русском музее, Музее имени Пушкина или Третьяковской галерее. Стоят в очереди в океанариум, кафе, магазины и на переправу в Крым. Кто-то даже не выдерживает ожидания и пополняет YouTube очередным «русским роликом»:
Люди стоят в очередях и летом…
… и зимой.
Стоят часами. Делятся советами: «Мы знали по опыту, что нужно прийти как можно раньше, чтобы успеть попасть и простоять в очереди хотя бы 3 часа, а не 5–6 часов. Подготовились: тепло оделись, в живой беседе коротаем время». Действительно, разумный лайфхак — придти с утра, чтобы простоять всего лишь три часа, а не пять-шесть.
Присутствует также и простое недопонимание — на выставке Серова в Третьяковской галерее покупатели онлайн-билетов выломали дверь, думая, что им положен проход без очереди.
И это всё «интеллигенция», которая идёт в музей, посмотреть картины. Что же ожидать от верующих, которые хотят «ПРИКОСНУТЬСЯ к Господу» или «к вечности»? Да ничего особенного — всё ту же классическую километровую очередь, которая длится по двадцать часов. Почти день!
Написать про очереди меня побудил привоз мощей Николая Чудотворца в Москву. Они пробудут в столице с 21 мая по 12 июля и в первые три дня им уже успели поклониться 48 тысяч верующих. Само собой, очередь растянулась на пару километров.
Самое главное, что это было вполне ожидаемо, потому что в 2011 году в Москву привезли Пояс Богородицы, и люди стояли тогда в очереди больше дня. За 39 дней Пояс посетило более трёх миллионов людей!
Как бы это событие не выглядело смешно для неверующих людей, но паломники готовы стоять целый день, даже ценой своего здоровья и жизни: в Ставрополе, Калининграде и Казани женщины умерли в очереди к Поясу! И это только пара примеров.
Конечно, странно видеть километровые очереди в Москве — столице атеистического СССР. В конце концов, это в деревне в Беларуси или Украине на окраине советского государства можно было спокойно быть верующим, но не в столице самой «передовой» на земле страны. Такое маятниковое движение ценностей россиян ещё раз доказывает, что коммунизм был равен религии, а после крушения СССР гражданам срочно потребовалось чем-то заполнить «пустоту», и этим стало православие.
Но оставим эту мысль для последующих материалов и вернёмся к очередям. Давайте признаем, что стоять в очередях — унизительно. Это трата времени, вред здоровью и просто недостойно человека, живущего в нашем веке. Километровые очереди лишь символизируют отношение организаторов к тем, кто стоит в очереди — абсолютное безразличие.
Допустим, в 2011 году организаторы не ожидали такого ажиотажа и всё, что тогда произошло — обычная некомпетентность, но без злого умысла. Но были же «дары волхвов» в 2014 году — и снова очередь.
Уже на третьем крупном событии история повторяется. Люди снова стоят в гигантской очереди в центре Москвы, движение в этих районах ограничено, много полиции, которая следят за порядком и организует очередь. Где хоть какие-то улучшения и работа над ошибками за шесть лет?
В этом году очередь к мощам колеблется между Парком культуры (на изображении ниже «Очередь А–Б») и Фрунзенской («Очередь А–В»). Как информируют организаторы: «В случае, если очередь будет еще более вырастать, вход в неё будет сдвигаться в сторону Лужников; в таком случае надо будет ехать до станции метро „Воробьёвы горы“ [„Очередь А–Г“]».
Я, конечно, понимаю, что верующим всё равно — чем больше они простоят в очереди (хоть неделю, хоть месяц), тем больше им «зачтётся на небесах» и для них это несомненная гордость. Но Россия пока что светская страна (хотя бы на словах) и поэтому такого скопления людей следует всячески избегать.
Как минимум по соображениям безопасности и чтобы не мешать пешеходам и движению транспорта. По крайней мере, этих двух причин достаточно, чтобы отказывать в проведении оппозиционных митингов — чем же очередь верующих отличается?
Кстати про безопасность — две тысячи полицейских будут охранять паломников почти два месяца и тем самым будут отвлечены от настоящей работы в городе.
Но ни безопасность, ни проблемы транспорта, ни даже экономические потери здесь не самые главные. Самое главное — достоинство людей, которые стоят в очереди.
Они стоят в очереди, чтобы посмотреть свою святыню. В отличие от ночной службы, цель которой именно выстоять, здесь целью являются мощи, а очередь — лишь препятствием. Как же можно было устранить это препятствие или хотя бы минимизировать его вред?
Для начала посчитаем, сколько времени один человек будет проводить с мощами. Используя информацию о работе «экспозиции», мы видим, что всего в Москве мощи пробудут 657 часов или 39 420 минут, а по прогнозам посетить их должны более миллиона человек. На каждого паломника выходит 2,4 секунды! Теперь давайте попытаемся очеловечить условия ожидания для верующих.
Как мне кажется (с моего дивана, конечно), ничто не мешало создать качественный современный сайт с соответствующей инфраструктурой (церковь точно может позволить себе что-то лучше, чем это недоразумение из девяностых), на котором можно было бы зарегистрироваться на посещение Храма Христа Спасителя. Само собой сайт надо было открыть заранее, месяца за три, а лучше за шесть.
Дальше разбиваем посещение Храма по времени и по группам. Так как времени у нас немного, то можно было устроить поминутную регистрацию — с таким потоком людей в одну минуту святыню посещали бы 25–26 человек! В час — 1 522 людей, в один день — 19 878, то есть почти двадцать тысяч человек.
Но поминутная регистрация требует слишком большой точности, поэтому лучше сделать промежуточную регистрацию — регистрация на посещение святыни на промежуток времени. К примеру: «между 13:00 и 13:15». За 15 минут святыню посетит 381 человек.
При регистрации на сайте следует указать ФИО и получить на почту свой регистрационный номер. От организаторов требуется проверить документы и (если это необходимо, в чём я сомневаюсь) провести обыск на оружие. Зная ещё «народную» любовь к очередям, то надо посоветовать людям, когда приходить на проверку. Если у нас промежуток между 13:00 и 13:15, то значит приходить надо между 12:55 и 13:00. Пяти минут будет вполне достаточно, чтобы паломнику сориентироваться в пространстве (плюс наверняка значительное количество всё равно придёт минут на 10–15 раньше).
Потребуется также организация толпы. Пока проверяют старую толпу, будет подходить новая. Лучше визуально организовать пространство и создать штук 5–10 пронумерованных «ворот», выкрашенных в какой-то цвет. При регистрации человек будет знать, что «13:00–13:15, зелёные ворота, паспорт и минут за пять-десять приходить».
Разные ворота позволят не создавать огромную очередь — с десятью входами у них будет стоять человек 30–80 и эта толпа будет предельно быстро рассеиваться. Не забываем добавить несколько проверяющих, а также распечатать списки или поставить пару ноутбуков, чтобы сверять регистрационные коды и имена посетителей.
В любом случае нет смысла создавать километровую живую очередь, когда можно развести поток людей на все дни «выставки», и люди могли бы знать, во сколько и когда им приходить. С уменьшением времени потраченного в очереди будет меньше скандалов и происшествий, а также стресса и лишних нервов. В идеале, за минут пятнадцать (с 12:55 до 13:10) нужно проверить толпу из 381 человека и приступить к следующей. Главное — внятно объяснить паломникам, во сколько им надо приходить и куда.
Если на человека приходится 2,4 секунды у святыни, то надо спроектировать посещение так, чтобы он мог забронировать себе время для посещения и именно к этому времени придти. Если сократить время ожидания хотя бы до 30 минут, то это уже будет колоссальный шаг вперёд. Желательно, конечно, минут 15, а лучше вообще 5–10.
Если заняться вопросом профессионально и поставить комфорт человека превыше всего, то это всё реально реализовать. В Москве есть огромное метро, которое наверняка занимается вопросами направления потоков людей, а значит можно посоветоваться у специалистов. Главное — желание.
Если Русской православной церкви всё равно на своих посетителей, то это не значит, что город должен страдать и на два месяца выделять тысячи полицейских, ограничивать движение и так далее. В отличие от акции (к примеру, велопробегу по Садовому кольцу) или митинга, когда собрание людей и является целью и город также ограничивает движение и организует охрану, здесь целью является посещение святыни, а очередь сигнализирует о бездарной организации события.
Пример святынь был использован как самый яркий пример неадекватности организации таких событий. Мощи в Москву привозили и в 2011 и в 2014 годах, но который год ничего не меняется. Кто-то может, конечно, сказать, что «в Америке все стоят в очередях за новым айфоном», но, во-первых, мы не живём в Америке, а во-вторых, такого чудовищного опыта стояния в очередях на Западе не было, чтобы воспринимать его не как причудливый аттракцион для местных техногиков (в стиле «не пользоваться телефоном один день»), а как унижение и ужасная организация события.
Когда человек, а также его комфорт, здоровье, настроение и время станут во главу всего в России и других постсоветских странах, только тогда исчезнут эти километровые очереди, которые выглядят особо дико в век высоких технологий. Да и самим организаторам событий выгодно создание комфортных условий для людей — довольный клиент всегда посоветует хороший сервис и в следующий раз придёт с родственниками и друзьями. Почему бы не стремиться к этому?
Комментарии