Вчера состоялись дебаты Артемия Лебедева и Алексея Навального, которые следовало бы прокомментировать. Начнём с контекста.

Лебедев — российский дизайнер и основатель Студии Артемия Лебедева, самой крупной дизайн-студии в России. Навальный — оппозиционный российский политик, заявивший о своём намерении участвовать в выборах президента России в 2018 году.

Примерно до 9 сентября 2013 года господин Лебедев писал о Навальном положительные или нейтральные посты в своём блоге. Начиная с этого поста большинство публикаций про Навального стали негативными, а Лебедев начал периодически упоминать Навального в самых разных постах. Пример из поста про архивы США: «В этой системе ценностей Навальный в США никогда бы не появился на свет, потому что нет смысла бороться с клоуном. А у нас клоун становится национальным героем за счет налогоплательщиков» [посты с тэгом «Навальный»].

В своей последней публикации о Навальном Лебедев усомнился в компетенции того на посту президента России, и в этот раз господин Навальный ответил Лебедеву, приложив список госконтрактов, полученных студией Лебедева. Данные, которые должны быть в открытом доступе («контракты, стоимость, акты приёмки») отсутствуют. На слова Навального «<…> если прячут данные и контракты, значит, воруют. Много воруют. Завышают цены и засылают откаты» Лебедев ответил вызовом на дебаты на «Дожде», которые вчера и прошли.

Лично в моих глазах Лебедев проиграл и предшествующую дебатам битву, а также и сами дебаты. Хоть данное эссе включает Навального в названии, всё же в нём будет больше про Лебедева, так как в данной ситуации он является прекрасным примером сотрудничества деятеля культуры с отнюдь недемократическим государством.

На ум приходят архитектор Альберт Шпеер в гитлеровской Германии и в значительно меньшей степени недавно умершая Заха Хадид (тоже архитектор), которая сотрудничала с несвободными странами, за что подвергалась критике. В нашем же случае Лебедев — графический дизайнер, что, несомненно, делает ситуацию интересней.

Начну с того, что я уважаю господина Лебедева за его профессиональную деятельность. Для России и СНГ он является чем-то вроде современного Пушкина, только в области дизайна. Я бы даже сказал, что Лебедев недооценён, и это будущие поколения, которые сбросят оковы морализаторства, ханжества, да и простой зависти, и по заслугам оценят этого матерящегося и грубоватого чудака за его деятельность.

Сказать, что в России проблема с дизайном — ничего не сказать. Его, как и современной архитектуры, практически нет. В России почти всё делается «тяп-ляп»: начиная с дорог и заканчивая уродливыми А4-листочками «МАШИНЫ БЛИЖЕ 10 МЕТРОВ НЕ СТАВИТЬ!» на фасадах зданий.

ru64-lebedev-protiv-navalnogo_02

И именно за то, что в этом российском аду господин Лебедев создал что-то по-настоящему прекрасное и великолепное, я его и уважаю. Он и его студия создали то, чем можно гордиться. Этакий «маяк», который светит потерявшимся путникам в шторм или туман.

Каждый раз, когда я спускаюсь в сталинское московское метро имени Ленина, прохожу через эту серую арку мимо пирамид Тутанхамона и жду синий поезд с уродливым коричневым напольным покрытием, идиотской надписью «НЕ ПРИСЛОНЯТЬСЯ», безучастными людьми — каждый раз меня там встречает Она.

ru64-lebedev-protiv-navalnogo_03

ru64-lebedev-protiv-navalnogo_04

Да, бывает, криворукие сотрудники метро налепят её кое-как, что-то поцарапают или исправят, но, в общем и целом, она там. Я говорю про карту московского метро.

ru64-lebedev-protiv-navalnogo_05

Она — тот самый маяк, который говорит: «Всё ОК, прорвёмся». Эта великолепная карта посреди российской действительности, на которую большинству пассажиров абсолютно всё равно, но именно она вселяет надежду. Надежду на то, что когда-нибудь у нас будет и графика, и дизайн, и архитектура и вообще всё, как в нормальной стране.

Насколько бы плохой не был у меня день, в поезде я всегда могу полюбоваться этой своеобразной «Моной Лизой» — цветами, шрифтами, надписями, оттенками, качеством печати и так далее. Я уверен, Лебедев и его сотрудники так выразили свою любовь и уважение ко всем людям, которые ею будут пользоваться: подумали о наших глазах, о нашем визуальном удовлетворении тем, что мы увидим и, конечно, подумали об утилитаризме этой карты — в ней есть всё, что нужно пользователю метро. Не знаю, как другие, но я эту любовь каждый раз чувствую, за что премногоблагодарен и Лебедеву и его команде.

Если кто думает, что карта метро это всё, что сделала Студия Лебедева, то это далеко не так. Большинство визуальных преобразований последних лет в Москве и России происходят благодаря Лебедеву. Дизайн-код фасадов зданий, сайты и логотипы крупных российских учреждений и компаний (Центробанк, Газпром), логотипы городов и аэропорта в Санкт-Петербурге и многое другое. Можно также вспомнить, что студия являлась одним из популяризаторов знака рубля. Влияние Лебедева и его компании огромно в российском дизайне и оно наконец-то вылилось в российские реалии.

Как к этому относиться? Определённо положительно! Действия Лебедева и его команды ставят Москву и Россию на один уровень с развитым странами, а местами даже обгоняет их. Лично я могу только приветствовать это, ведь нельзя не отметить перемены в Москве и России в плане дизайна.

Как этого добился Лебедев? Я не знаю. Все перемены стали происходить в последние несколько лет и параллельно тому времени, когда у студии стало появляться всё больше и больше клиентов из правительства Москвы (и России). Моё лично отношение к этому? Опять положительное. Меня не очень волнует, честно ли Лебедев выиграл все конкурсы, пролоббировал свои работы или сводил нужных чиновников в сауну с девочками. Даже если Лебедев и его студия воруют миллионы бюджетных денег, то так уж и быть.

Мою позицию следует прояснить. Я не вижу смысла бороться с простыми деятелями культуры, как господин Лебедев, особенно когда их деятельность (даже если и она где-то и коррупционная) приносит наглядную пользу всей графической отрасли в стране. Если, как предполагает Навальный, господин Лебедев — коррупционер, то в любом случае надо бороться не с ним, а с другими людьми, которые намного влиятельней и воруют не миллионами, а миллиардами. И не воруют, а создают и контролируют нынешнюю систему. Борьба с Лебедевым — борьба со следствием, а не с причиной. Кто является причиной и стоит во главе всей этой коррупционной пирамиды всем и так понятно.

Теперь, перейдём от восторжения к обратной стороне медали. Примерно раз в месяц-другой я посещаю блог Лебедева и пролистываю, что пропустил. Я подметил, что в последнее время господин Лебедев то тут, то там, но как бы «между делом» как-нибудь, но осудит «либералов». Причём иногда это происходит так резко и не к месту, что выглядит искусственно и совсем не объективно. По тэгу «либерал» мы можем проследить, что это началось совсем недавно — с декабря 2015 года.

И вот именно политическая позиция господина Лебедева выглядит двойственной и вызывает неприязнь. Господин Лебедев как бы и не поддерживает никого, ему «плевать на всех» (в ещё более грубой форме), но не пропускает случая выстроить логическую цепочку уровня: «Он — либерал. Все либералы такие же. Оппозиция ничем не лучше [или даже хуже] нынешней власти». Причём все ситуации очень натянутые и необъективные, а слово «либерал» используется зачастую не к месту.

Я могу понять Лебедева, который каким-то способом получил возможность сотрудничать с правительством Москвы и действительно улучшать окружающую среду к лучшему, а также повышать своё благосостояние. Я только рад такому «win-win». Пусть деньги осядут у Лебедева, чем будут десять лет пилиться на строительстве какого-то очередного ненужного туннеля.

При этом нападки Лебедева на карикатурных «либералов», Навального и так далее со стороны выглядят очень жалко и искусственно. Можно вполне обойтись без этих «минуток ненависти» и заниматься своими делами, которые он постоянно выпячивает на каждом шагу, говоря, что он «пашет», пока другие «бездельничают». На ум приходит ещё один «пахарь» и «галерный раб», который за 17 лет очень спорно «пропахал» всю Россию. И раз уж мы говорим про Навального, давайте приведём его цитату: «Поэтому, как ни парадоксально, крупный коррупционер — это человек, который очень много работает».

Вся ситуация с дебатами с Навальным выглядит очень неприглядно для господина Лебедева. Годами высказывая очень спорные тезисы про последнего, Артемий сам же «нарвался» на сопротивление от Навального, сам же предложил дебаты, на которых дрожащим и иногда заикающимся голоском пытался отстоять свою честь, но в остальном большую часть времени выглядел как школьник в кабинете директора, который молчит, пока разговаривают взрослые. Моё уважение к господину Лебедеву, как к деятелю культуры, никуда не делось. Что касается его объективности, честности и авторитетности — тут, к сожалению, господин Лебедев утратил свои позиции.

Особенно бросается в глаза уверенный и безапелляционный стиль изложения в блоге и невнятное выступление на дебатах с плоскими шутками про «мистера президента» и подарочками. К сожалению, оказалось, что фраза «на словах ты Лев Толстой, а на деле х** простой» относится к господину Лебедеву. И, конечно, приятно видеть, когда обидчики (а в данном случае Артемий самый настоящий «bully») получают по заслугам, но всё равно остаётся непонятно — зачем надо было так сильно нарываться? Ради показания лояльности правительству? Вполне возможно и так (пост 26 февраля 2014): «Рецепт оказался на удивление прост. Напишешь гадость про оппозицию — тебе сразу поручают улучшить облик города. Обосрёшь Навального — поручают сделать схему метро. Пнешь белоленточника и креакла — отдают оформить все стройки в городе. Вот она — волшебная формула! Если вы знаете и другие такие же успешные формулы, пишите в каменты. Ради дизайна крышек люков в Москве я готов не то что на либералов, даже на хипстеров сракануть». Наверное после этих дебат господин Лебедев получит должность Министра Дизайна РФ, не меньше.

Артемий Лебедев, как деятель искусства, стоит на очень сложном распутье. С одной стороны он может остаться тем, кем и был — чудаковатым дизайнером, но настоящим профессионалом, который занимался делом (не страшно, если и немножко коррупционным). Репутацию политической объективности, нейтральности или неучастия он может сохранить.

Или же, взамен за работу, государство может попросить господина Лебедева о ещё большем сотрудничестве — ещё большим количеством заметочек про либералов, плохого Навального и так далее. Только вот в этом варианте очень легко перейти границу и превратиться в очередного Церетели, Михалкова и Кобзона, получающего медаль «Герой ДНР» и уезжающего лечиться в Италию (потому что здравоохранение в России великолепное, но врачи решили, что лучше лечить господина Кобзона в Италии). До этой ситуации с Лебедевым и Навальным я удивлялся, как деятели культуры превращаются в приспешников власти. Когда я читал невыразительные оправдания Лебедева, вопросы отпали.

Конечно, Навальный может быть неправ и Лебедев абсолютно чист, а его мнение про либералов и Навального — действительно его мнение, однако в таком случае следует пересмотреть своё отношение к господину Лебедеву. Ведь человек, который рассуждает о либералах, как бабка у подъезда и хвалит нынешнее коррупционное правительство, по определению не может быть объективным. Если Навальный некомпетентен, то в чём, к примеру, заключаются компетенции нынешнего главы России? Службе в КГБ и возведении дворца в Геленджике?