Тема смерти всегда несёт в себе некую мистическую составляющую, а обсуждение вопросов смертной казни, войны, убийств и вещей непосредственно с нею связанных всегда захватывает и удивляет. Несмотря на кажущуюся сверхъестественность темы, она неплохо изучена в трудах философов Западной Европы, однако в остальных частях света тема освещена невероятно слабо.

Каждый человек в определённый момент своей жизни думал о смерти, но мало кто останавливается на этой теме несколько дольше. Это связанно с распространённым мнением о том, что если будешь много думать о таких вещах, то сойдёшь с ума или с тем, что люди элементарно боятся думать о подобных вещах «от греха подальше». Но сразу стоит сказать, что такой подход критически неверен. Смерть — это в каком-то смысле часть нашей жизни, как бы иронично это не звучало, и поэтому необходимо выработать отношение к этому явлению, а не стремиться убегать от него.

Являясь эгоцентричным существом, человек думает в первую очередь о смерти своей, о смерти самого себя. Когда-то, получив возможность существовать, сложно примириться с тем, что это существование когда-то завершится. Большинство моих приятелей, у которых я интересовался данной темой, сильнее всего боялись смерти, как небытия, пустоты: боялись исчезнуть, навсегда не воплотившись ни во что другое, либо не продолжив жизнь в другой форме или другом мире. Тем не менее, гораздо большее количество людей вообще никак не сопоставляет себя со смертью, то ли считая, что будут жить вечно, то ли их по какой-то причине не интересует эта тема.

Стоит также сказать об отношении к смерти других людей. Часто, опять же, проявляя свой эгоизм и эгоцентризм, человек не желает мириться со смертью близких, но всегда стоит понимать, что смерть — это процесс естественный, а вечная жизнь, по крайней мере в нашем мире, не принесла бы ничего хорошего ни для кого, а выработанный природой лимит продолжительности жизни является более чем естественным ограничением этой самой жизни.

Смерть нельзя рассматривать как противоположность жизни — этой противоположностью может являться небытие, а смерть является лишь окончанием жизни. Так, смерти можно противопоставить понятие «рождение», обозначающее её начало. Хотя в некоторых авраамических религиях и религиях Древнего Египта смерть принято рассматривать как часть процесса воскрешения и, в зависимости от характера этого воскрешения, смерть может противопоставляться понятию рождения или понятию перерождения. Так как воскреснуть потенциально возможно, как в нашем мире, так и в каком-то ином. Рассуждая о подобных вещах всегда очень важно не путать понятия и ясно расставлять акценты.


Понятие смерти принимает разнообразные формы в зависимости от умственного и культурного наследия народа. Так, особенности отношения к смерти принимали различные формы в зависимости от культуры. Влиятельной частью культуры является религия. На данный момент большая часть населения в мире религиозна, поэтому стоит вкратце изложить основные положения отношений основных религий мира со смертью.

Смерть в христианской традиции

«Доброе имя лучше дорогой масти, и день смерти — дня рождения» Экклезиаст, 7:1

Согласно христианской эсхатологии Бог сотворил человека бессмертным, по образу «своей собственной природы», но через зависть дьявола смерть вошла в мир и каждый испытывает её. Вкусив запретный плод, Адам и Ева стали смертны. Таким образом, люди сами являются первопричиной и виновником существования смерти.

ru22-grani-smerti_02

Ханс Зебальд Бехам — «Адам и Ева и смерть» (1543)

Также затрагивается тема о воскресении в христианстве, в частности, во время Судного дня, когда кто-то восстанет для вечной жизни, а кто-то для вечного порицания. Настоящая жизнь в христианстве не земная, так как этот период скорее имеет временный и оценочный характер. Жизнь текущая готовит христианина к жизни вечной, загробной. Касательно вопроса бытия до рождения в христианстве присутствует несколько точек зрения, но традиционной принято считать такую: душа передаётся человеку от Бога, а материальную форму человек принимает от родителей. Поэтому, так как Бог вечен, имея в себе часть Его, человек до рождения был некоей частью Бога, со временем успешно материализовавшейся в нашем мире.

Смерть в исламской традиции

В отличие от христианства, земная жизнь в исламе расценивается высоко. Несмотря на это, в Последний день Вселенная будет уничтожена, а люди также воскреснут и предстанут пред Аллахом для суда. Поэтому мусульмане должны верить в загробную жизнь, чтобы вносить коррективу в свои действия и воспринимать их с точки зрения вечности, а не индивидуализма. Так, в исламе смерть является лишь переходом в вечную загробную жизнь, бояться её не стоит и особого внимания этому явлению не уделяется. Тем не менее, в исламе присутствует личность ангела смерти (Азраила), который помогает человеку перейти в загробный мир.

ru22-grani-smerti_03

Михаил Врубель — «Шестикрылый серафим (Азраил)» (1904)

Смерть в буддизме

Понимание смерти в буддизме сильно отличается от вышеперечисленных авраамических религий. Эта религия принимает концепцию вечного перерождения, взятую из брахманизма. Но, когда в брахманизме качество следующего перерождения зависит от прожитой жизни, то в буддизме любое перерождение воспринимается как страдание. Поэтому для буддиста главной самоцелью является достижение так называемой «нирваны», то есть состояния небытия и прекращения цикла смертей и перерождений.

ru22-grani-smerti_04

Яма или Ямараджа — бог смерти и загробного царства в буддизме

Также смерть принято олицетворять, особенно в западной культуре (например, в греческой мифологии). В современности смерть часто изображают как скелета с косой, который непременно придёт в назначенный час и заберёт каждого. Интересно, что скелет у смерти имеет именно человеческий, когда как смерть явление свойственное всем известным живым существам. Поэтому можно было бы повторить мысли о эгоизме и антропоцентричности человека. Но не стоит спешить с такими выводами.

Когда мы рассмотрим образ человеческого скелета с косой, становится непонятно, то ли за каждым живым существом приходит скелет своего вида, либо же другие существа не встречаются со смертью вовсе. Последний вариант довольно интересен, так как истинно встретиться со смертью может действительно лишь человек. Являясь единственным живым существом на планете (или даже в Солнечной системе, как минимум), которое способно думать о смерти тогда, когда о ней думать ещё не то что не следует, но нет никаких логических предпосылок для подобных размышлений. Когда животные не думают о смерти, живя одним днём, человеку доступно истинное аутентичное свойство познания этого явления. Таким образом, животные с момента рождения не обладают свободой, но обладают своей сущностью, тогда как человек имеет свободу, но вынужден постигать свою сущность на протяжении всей своей жизни. Животные всегда ведут себя естественно, но закрыто, в то время как человеку доступна истинная открытая свобода бытия. Поэтому образ «скелета с косой» несёт в себе гораздо больше символизма, чем может показаться на первый взгляд.

ru22-grani-smerti_05

Современный стилистический арт «Смерть с косой»

Также фигура смерти широко используется в мифологии древности, часто принимая облик Богов или демонов:

ru22-grani-smerti_06

Боги древнего мира слева направо: Анубис (Древний Египет), Танатос (Древняя Греция), Плутон с цербером (Древний Рим), Хель (Германо-скандинавская мифология), демон Мара (славянская / скандинавская мифология)

Из вышесказанного следует, что необходимо понимать смерть, принимать её, и помнить, что страх смерти более глубокое понятие, чем нам кажется. А закончить хотелось бы словами А. Г. Дугина: «Закрываясь от смерти, мы на самом деле впускаем её внутрь себя, а впуская её внутрь себя мы по-настоящему входим с ней в диалог, а значит мы есть и, следовательно, по-настоящему живём».