Потоковая передача музыки и видео на компьютеры, планшеты и телевизоры с использованием облачных сервисов существует давно, и читатель наверняка с ними сталкивался на таких сайтах как YouTube, Netflix, Spotify и Pandora. Облачные сервисы стали основным способом получения контента на пользовательские устройства. В облаке хранятся крупные библиотеки контента с возможностью его потоковой передачи на любое устройство, для этого нужен лишь интернет.
Как дела обстоят с играми?
Первый раз про игры в облаках, я услышал ещё в 2013 году, меня заинтересовала технология, с помощью которой, можно играть на телевизоре, в самые новые игры, не нуждаясь в мощном компьютере или консоли. И вот, спустя три года, мы посмотрим, как же развивалась эта технология и к чему в итоге пришла.
Новые игры постоянно требуют обновления составляющих вашего компьютера (видеокарта, материнская плата, оперативная память и т. д.). Покупая новый компьютер, вы понимаете, что через два года на нём уже не будут идти новые игры на максимальных настройках, а через четыре года, новые игры вообще не будут работать. И вы опять обновляете компьютер или покупаете новый и так по кругу.
Но, как, не обновляя компьютер, продолжать играть каждый год в новейшие игры на максимальных настройках? Тут нам на помощь приходит облачный стриминг игр, появившийся ещё в 2008 году.
Облачный стриминг
Игра запускается на сервере, и все тяжёлые вычисления производятся на нём. Пользователю на монитор транслируется только видеопоток, а от него на сервер уходят команды (клики мышки, нажатия клавиш). Для этого не нужен мощный компьютер, а только хороший интернет от 5 Мб/с. То есть с интернетом от 5 до 15 Мб/с можно играть во все современные игры без проблем! Нужно лишь устройство способное воспроизводить видео: планшет, телевизор, Smart TV, смартфон, компьютер на Linux, Windows или Mac OS.
Первые сервисы, которые занимались облачными играми, были Gaikai и OnLive. Они оба были анонсированы на международной выставке Game Developers Conference в 2009 году. В 2012 году игровой сервис Gaikai купила компания Sony. Сервис был интегрирован в PlayStation Network и теперь он называется PlayStation Now. С его помощью осуществляется трансляция игр на широкий спектр устройств компании: PlayStation 4, PlayStation 3, PlayStation Vita, телевизоры, планшетные компьютеры и смартфоны.
PlayStation Now был официально запущен в виде сервиса по подписке на территории США 13 января 2015 года, а 2 апреля 2015 года Sony выкупила патенты компании OnLive, после чего компания завершила свою работу 30 апреля того же года.
Почему технология, появившаяся ещё в 2008 году, до сих пор не завоевала рынок? Во-первых, на момент появления облачных сервисов быстрый интернет не был распространён (он и сейчас недостаточно быстр в некоторых странах). Во-вторых, в развитых странах очень популярны консоли, которые и так поддерживают большинство игр на максимальных настройках. В-третьих, при закрытии сервиса OnLive люди потеряли доступ к играм, которые покупали и остались ни с чем. После этого доверие к подобным сервисам уменьшилось. Кстати, подобное может случиться однажды и с покупками в Steam.
А когда в России появятся подобные технологии?
В России уже есть облачный игровой сервис Playkey, который разрабатывался с 2012 года, а релиз состоялся в 2014 году. Теоретически c помощью Playkey играть можно на любом устройстве, подключённом к интернету.
Основной пул серверов Playkey находится во Франкфурте и Ирландии, также имеются сервера в Москве, Перми, Уфе и Новосибирске. Сервера за границей нужны для игроков из Беларуси и Украины, а также для правообладателей игр, чтобы они могли посмотреть, как работает сервис и стоит ли давать свои игры на релиз.
Доступ к играм в каталоге сайта осуществляется по платной подписке. Сервис также реализует ключи к играм, которые можно использовать по арендной модели.
В 2016 году компания планирует выйти на мировой рынок.
Что дальше?
Лет десять назад трудно было себе представить, что мы будем слушать музыку и смотреть фильмы онлайн. Для компьютеров покупались жёсткие диски, всё большего размера, а сейчас они пустуют: фотографии можно хранить в облаке, музыку можно слушать через интернет и фильмы смотреть там же. Сейчас больше всего места на жёстком диске занимают игры и в основном только ради игр мы обновляем компьютер. Но скоро и игры будут в облаках, и нам понадобится лишь монитор, геймпад и быстрый интернет.
Если игры перейдут в облака, пользователи не смогут ими воспользоваться нелегально, придётся покупать подписку. А из-за большого количества покупателей, цены на игры скорее всего снизятся. Подрастающие поколения уже покупают игры через Steam, Android Market и iTunes. На рынке облачного стриминга игр появятся новые компании: Microsoft, Nintendo. Логичным будет переход и Steam к облачному стримингу игр, это позволит увеличить и так большую аудиторию.
Через 5–10 лет можно будет подключить свой шлем виртуальной реальности к интернету и, зайдя в PlayStation Now или Playkey, наслаждаться играми, которые будут обрабатываться на серверах, передавая на шлем лишь видео.
Как видно, у технологии большие перспективы, её развитие замедлял только медленный интернет, но сейчас дела с этим обстоят лучше, чем в 2008 году. И чем дальше, тем быстрее и качественнее интернет, а значит потоковые игры получат ещё большую популярность и насовсем переедут в облака.
Комментарии